Молдавское виноделие наконец-то начало выходить из кризиса, спровоцированного в 2006 г. эмбарго России на молдавскую алкогольную продукцию. За ним начало оживать и виноградарство. В этой отрасли заняты порядка 250 тыс. человек. И тут появился депутат ДПМ Корнел Дудник с очень срочной инициативой. Такой срочной, что в подготовленном законопроекте – сборной «солянке» изменений в разных законах – понадобилось изъять статью, которая касалась Закона об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности, и заменить ее поправками в Закон о винограде и вине.
Вообще-то с отраслью полагалось посоветоваться, поинтересоваться, что по этому поводу думают предприниматели. А если по закону, то проект изменений должен был быть вывешен для публичного обсуждения в течение 30 дней, затем рассматриваться в комиссии с учетом всех мнений. Такая спешка выглядит очень подозрительно, учитывая то, что депутатская инициатива была подана в комиссию по экономике, бюджету и финансам 17 июля – за два дня до пленарного заседания.
19 июля народные избранники проголосовали за то, чтобы упразднить Национальное бюро винограда и вина. Его заменит «орган, ответственный за внедрение политики в области виноградарства и виноделия». Способ его организации и функционирования установит правительство, однако им больше не будет управлять координационный совет (высший коллегиальный орган НБВиВ), в котором была представлена отрасль. То есть частно-государственное партнерство в управлении отраслью отменяется.
Фонд винограда и вина останется. Как известно, он формировался за счет средств предприятий — сборов за проданные виноград и винодельческую продукцию – и вклада госбюджета (на паритетной основе). Государство больше не собирается тратиться на отрасль через этот фонд. Но деньги с предприятий в него собирать будет.
В новом органе будут работать госслужащие с соответствующей мизерной зарплатой, поэтому хорошие специалисты с опытом в новую структуру из бизнеса не пойдут. Это и коню понятно. Каким был отдел маркетинга в минсельхозе, виноделы еще помнят. Там сидели милые девушки, которые были заняты, в основном, чаепитием и поездками на выставки с выгулом норковых шуб. Какой-то практической помощи предприятия от них не получали.
Из тех денег, которые сегодня есть в фонде (в том числе и от государства), можно будет использовать на следующий год (если не все деньги будут потрачены) только поступившие от частного сектора.
Функции НБВиВ будут переложены на Агентство инвестиций (бывшее MIEPO) – это в законе не отражено, но в парламенте прозвучало. В течение трех недель Центр внедрения реформ, который возглавляет Юрие Чокан, предложит изменения в регламент этого агентства, чтобы включить в его состав управление по виноградарству и виноделию.
Закон должен поступить на промульгацию президенту. Если он его подпишет, закон опубликуют, правительство в течение трех месяцев должно будет привести свои нормативные акты в соответствие с ним.
И после этого кто-то хочет, чтобы в отрасль шли инвестиции? И чтобы наши виноделы не разъезжались по миру работать на наших конкурентов? Зачем ломать то, что уже отрегулировано и нормально работает? Столько сил было потрачено на реформы в отрасли… А сколько ей помогли в тяжелейшем реформировании деньгами и технической помощью США и другие страны-доноры из ЕС? Им просто плюнули в лицо.