В числе 54 дегустаторов из 24 стран, которые оценивали вина на Concours Mondial de Bruxelles` 2025 – Sparkling Wines Session (состоялся 5-7 сентября, в Кишинёве) были три обладатели престижного титула Master of Wine. Два из них осилили всю программу посещений десяти молдавских виноделен. Им я смогла задать несколько вопросов после завершения этого тура. И так, мои собеседники – Янек Шуман из Германии и Паси Кетолайнен из Финляндии, для которых поездка на конкурс CMB в Кишинёв – первое посещение Молдовы.
Для справки:
Янек Шуман
консультант и wine ambassador в странах немецкоязычной Европы. Он работает с винодельнями и реализует проекты как в Германии, так и за рубежом. Также является владельцем винного бара и магазина Herder Zehn во Фрайберге (Германия). В 2003 г. Янек оставил карьеру в сфере финансов, чтобы посвятить себя своей страсти к вину. В том же году он получил диплом WSET по специальности «Вина и крепкие спиртные напитки» в Австрийской винной академии. Стал Master of Wine в 2015 г.
Паси Кетолайнен
получил образование в области управления гостиничным бизнесом и бизнес-администрирования (MBA). Работал сомелье, получил диплом WSET в 2003 г., развивал карьеру в области продаж в различных компаниях по импорту вина в Финляндию. С 2019 г. является коммерческим директором компании-импортёра вин и качественных крепких напитков Viinitie Oy. У Паси есть опыт консультаций по вопросам стратегии, управления взаимоотношениями с клиентами и развития стартапов. Читает лекции о вине и проводит образовательные дегустации. Стал Master of Wine в 2020 г.
— Вы что-то знали о молдавских винах до вашей поездки в Молдову?
Янек Шуман: — На самом деле, не так уж много, но я попробовал несколько молдавских вин ранее. Это — мой первый опыт настолько глубокого понимания вашей страны и её вин.
Паси Кетолайнен: — Да, на некоторых винных конкурсах, в которых я участвовал в качестве члена жюри, доводилось пробовать молдавские вина. На предыдущем месте работы я также отвечал за другие рынки Северной Европы, и я знаю, что молдавское игристое вино пользуется огромным успехом в Швеции.
В октябре 2024 г. я участвовал в Norwegian Monopoly Wine Fair. В их ассортименте около 38 тыс. вин, в том числе молдавские. Там я с ними познакомился. Но раньше я не очень много знал о Молдове.
Это – мой первый визит в вашу страну, которая стала для меня 50-й по счёту страной, где я побывал. Я планировал посетить 50 стран до того, как мне исполнится 51 год. К сожалению, я опоздал примерно на месяц. Но эта Молдова — под №50, поэтому она будет занимать особое место в моём сердце.
– Какое впечатление у вас сложилось о винодельнях?
Янек Шуман: – С одной стороны, у меня не было никаких ожиданий, потому что я не был знаком с винами. С другой стороны, я посетил много других стран в Восточной Европе: много раз был в Болгарии, Румынии, а в последние годы — даже в Грузии и Армении. Я думаю, что это похоже.
Мне всегда было интересно, что происходит в этом регионе. Обычно у нас есть некоторые представления, но потом оказывается, что они очень отличаются от действительности. На винодельнях в Молдове действительно высокий уровень профессионализма. Здесь есть много потрясающих (amazing) вин. Но, думаю, ещё многое предстоит сделать, потому что мир вина, как вы знаете, очень быстро меняется.
Паси Кетолайнен: — Судя по визитам, мне кажется, в области энотуризма вам ещё предстоит где-то немногое сделать, а где-то — довольно многое. Качество вин — уже на высоком уровне. Но, думаю, уровень гостеприимства всё ещё отстаёт от более традиционных винодельческих регионов. Что я имею в виду? Если мы посещаем мероприятие, я был бы очень рад получить дегустационный список или информацию о меню (это — то, о чём я писала в связи c дегустацией на Vinaria Purcari. – А.Т.). Хорошо, что какие-то детали о винном продукте уже есть в интернете, их там можно найти.
Конечно, это — не критично, но, по крайней мере, мы должны знать названия вин и годы урожаев. Думаю, здесь есть, над чем работать. Судя по тому, что мы услышали на винодельнях, молдавская винная индустрия много экспортирует. Но я так и не понял, на какой сегмент вы нацелены и почему? Что касается винодельческой отрасли в целом, то этот год был очень тяжёлым для производителей во многих европейских странах, в том числе в моей родной Финляндии.
Объёмы снижаются, и я бы сказал, что на экспортных рынках не слишком заинтересованы в появлении новых игроков. Поэтому я считаю, что Молдове следует больше работать в сотрудничестве (консолидируя усилия. – Прим. А.Т.), чтобы объяснить современным потребителям, которые тратят, возможно, 15 секунд на выбор вина, почему им стоит попробовать вино из Молдовы.
— Что вы думаете о наших местных сортах винограда?
Янек Шуман: — Они мне очень нравятся. На самом деле, по моему мнению, это — единственный путь. Я думаю, что самое важное — развивать и продвигать свои собственные сорта. Потому что, если смотреть на другие страны, это они делают то же самое. Иначе будет сложно конкурировать на международном уровне.
Вы экспортируете много вин. Считаю, что было бы очень сложно конкурировать с другими странами с Sauvignon, Chardonnay, Cabernet, потому что вы ограничены определённым уровнем цены. Но если вы работаете со своими сортами, то вы уникальны. Это не борьба за цену, это борьба за стиль, за терруар. Думаю, это — ваше USP (уникальное торговое предложение. – Прим. А.Т.).
Из белых местных сортов винограда мне очень нравится Виорика. У него очень хороший ароматический потенциал и свежесть. Полагаю, что этот сорт отлично адаптирован к условиям Молдовы. Ещё мне нравится Фетяска-албэ, а из красных – Фетяска-нягрэ и Рара-нягрэ. Думаю, Рара-нягрэ может стать моим любимым сортом.
Паси Кетолайнен:
— Ваши местные сорта действительно увлекают. Я сразу же стал поклонником Виорики. Мне очень повезло, что в моей дегустационной комиссии был, пожалуй, один из лучших сомелье, которых я встречал за свою карьеру, — Михаил, который управляет винным баром Invino в Кишинёве. Он показал мне много интересных вин. Вина из местных сортов, которые я дегустировал в Молдове, чрезвычайно интересны.
Из белых сортов винограда – это, безусловно, Виорика, Флоричика (фантастическое название), Фетяска-албэ, Фетяска-регалэ — ароматные, интересные сорта. Мне кажется, все Фетяски – албэ, регалэ и нягрэ могут завораживать.
Если я правильно понял, вино Feteasca Neagra – это одна из целей в экспортной стратегии, на которой сосредоточены усилия. Но, мне кажется, оно недостаточно индивидуальное и недостаточно выделяется в красных винах, чтобы привлечь внимание, в отличие от Rara Neagră.
Лично мне гораздо больше нравится сорт Рара-нягрэ, потому что, на мой взгляд, он даёт гораздо более разнообразные вина. Сорт Фетяска-нягрэ, по-моему, может быть чем-то вроде австрийского Блауфранкиш, может быть, немного похож на Сира.
Считаю, ваши вина из Саперави часто лучше, чем те, которые я знаю из Грузии. Они гораздо деликатнее, у них более приятная структура кислотности.
Если бы меня спросили, как помочь им добиться успеха в западном мире, я бы ответил, что придётся преодолевать трудности.
— Что вы можете сказать о качестве и стиле молдавских вин, которые вы продегустировали?
Янек Шуман: — Иногда стиль вин мне кажется слишком интернациональным. Поэтому, думаю, огромной темой на будущее станет использование дуба. Во многих случаях, на мой взгляд, дуба в вине слишком много.
С другой стороны, качество вин было очень разным. Мы пробовали и простые вина, и средние по качеству, и очень хорошие. И в последний вечер нашей программы посещений виноделен мы дегустировали очень хорошие вина. Мне очень нравятся вина Cricova. Я считаю, что это — очень хороший стандарт, даже если учесть объём производства. Это — огромное производство, и оно очень хорошее.
— Вы побывали и на Фестивале авторского вина, где представлены вина малых производителей. Что-то понравилось там?
Янек Шуман: — Я очень рад, что фестиваль проходил в одно время с Concours Mondial de Bruxelles, и мы смогли побывать там. Я пробовал много вин. И был очень впечатлён атмосферой, а также тем, что увидел, как много молодых людей пили, дегустировали и наслаждались винами. И опять же это было место, где чувствовалось настоящее гостеприимство. У нас было много приятных, спонтанных встреч с производителями.
Честно говоря, я не сразу понял, что, помимо крупных производителей, в Молдове есть ещё и так много многих малых. Это — очень важно. Я почувствовал энергию в этом секторе. Что касается качества, то некоторые вина не так хороши, как хотелось бы. Но, с другой стороны, мы попробовали несколько очень хороших вин и даже особенных. Как я уже говорил, у каждого вина есть свой уровень качества. Есть разные точки зрения на то, как оценить качество. Но, с другой стороны, это — стиль и уникальность конкретного вина. Кстати, сегодня вечером мы попробовали уникальные вина.
— Мне бы хотелось отдельно выделить игристые вина. Какое они произвели на Вас впечатление?
Янек Шуман: — Я был очень впечатлён качеством, даже разными методами. Мы пробовали много игристых вин, произведённых традиционным способом. Но меня, пожалуй, даже немного больше впечатлило качество вин, изготовленных по технологии Charmat, — это действительно очень хорошие образцы.
Паси Кетолайнен: — Игристые вина, которые я пробовал, сделаны хорошо, но мне не попалось слишком много вин, которые я бы не смог забыть. В целом качество хорошее, но им немного не хватает конкурентного преимущества. То есть почему я должен покупать молдавское игристое вместо хорошего кремана из Франции или хорошей Franciacorta из Италии? Ладно, соотношение цены и качества может быть хорошим, но я не покупаю вино из-за цены. Я пью меньше, но лучше.
Думаю, молдавская винодельческая индустрия должна лучше это объяснить. И я бы не стал делать акцент на цене, потому что, если вы будете придерживаться ценовой стратегии, то у вас будут проблемы, если кто-то предложит дешевле. Например, для Prosecco это очень выгодно, учитывая, что Prosecco чрезвычайно популярно.
Возможно, стоит создать коммуникацию, которая бы говорила: «Эй, мы — следующее поколение Prosecco! Познакомьтесь с нами!». Но я бы не стал останавливаться на характеристиках продукта. Считаю, что одна из самых серьёзных проблем винодельческой отрасли заключается в том, что мы говорим о продукте, хотя должны говорить о его ценности для потребителя.
— Как вы считаете, у молдавских вин есть хорошее будущее?
Янек Шуман: — Я думаю, да. У них есть много преимуществ. У них есть история. Одно из преимуществ — это ваши люди. Считаю важным показать людей, стоящих за винами. Меня впечатлило гостеприимство (я действительно провёл здесь прекрасные дни) — это, безусловно, ваше преимущество. Думаю, вы должны его продемонстрировать и объединить вина с вашей культурой и гостеприимством. У молдавских вин определённо есть будущее. Но вам нужно понять, в чём ваши сильные стороны, и что вы можете сделать, чтобы представить уникальный образ Молдовы на международном рынке.
Паси Кетолайнен: — Молдова производит примерно две трети того, что производит Румыния. Известна ли Румыния на международном уровне? Нет. Вы производите примерно на 20% больше вина, чем Германия. А Германия хорошо известна как винодельческая страна. Сначала Молдове нужно создать имидж, иначе завоевать мировой рынок будет сложно.
На мой взгляд, в настоящее время проблема винодельческой отрасли заключается в том, что потребителям не обязательно нужно что-то новое. Винодельческие предприятия в отрасли конкурируют друг с другом, в то время как им следует больше сотрудничать. Нужно говорить, что делается хорошо.
Я был очень приятно удивлён чистотой и уровнем владения языками здешних людей. Только что мы обсуждали с несколькими друзьями, что нам стоит приезжать сюда на отдых, потому что здесь чисто, приятно, красиво (плюс безопасно и вкусно. – Прим. А.Т.)

— Вам нравится молдавская кухня?
Янек Шуман: — Да, очень. Мы познакомились и с обычной едой, и пробовали специальные блюда, как на ужине в Chateau Purcari, Cricova, Castel Mimi (во время первой встречи накануне конкурса) – историческом замке. Для вас очень важно иметь такие места, это — часть вашей культуры, и вы должны это демонстрировать. Мне приятно видеть, что шато и винодельня в таком хорошем состоянии, потому что вы должны привлекать людей в свою страну, в том числе любителей вина. И тогда вам нужны такие винодельни, как Castel Mimi, Chateau Purcari и другие.
Паси Кетолайнен: — Мне нравится местная гастрономия. Я вижу сходство с балканской кухней. В ней много разных овощей — и это здорово. Возможно, не открыл для себя так много, как ожидал, изысканной кулинарии. Но я вижу, что ваши шеф-повара действительно оказали влияние на международную кулинарию.
Многие блюда были очень красивыми, но, честно говоря, бывали и приготовленные немного неуклюже. Мне кажется, какие-то из них не очень хорошо приправили, иногда, возможно, немного передержали в приготовлении, потому что иногда, когда пробуешь некоторые блюда, возникает вопрос — а где же соль, перец? Нам сказали, что их там может быть недостаточно, потому что эти блюда нужно сочетать с разной выпечкой и овощами на столе, чтобы создать нужное сочетание. Тем не менее есть много положительных моментов. А я — не из тех, кто с нетерпением ждёт изысканных блюд, когда надо ждать полчаса, чтобы получить маленький кусочек в 20 гр., а потом ждать ещё полчаса. Когда я ем, хочу приятно провести время за столом с друзьями. Здесь это удалось.
Мы слышали, что Молдова — один из лидеров в мире по производству продуктов питания и овощей. Думаю, у вас есть всё необходимое. Просто решите, кем вы хотите стать, имея это. Создайте свою индивидуальность, поднимите голову и скажите: «Послушайте, если вы не пробовали молдавскую кухню, то вы не знаете, что такое качественная еда».
— И это так! Благодарю за интервью.
На главном фото — Янек Шуман (слева) и Паси Кетолайнен.
Статьи по теме:
Concours Mondial de Bruxelles` 2025 – Sparkling Wines Session – в Кишинёве!
Репортажи о посещении группой дегустаторов CMB семи виноделен можно посмотреть на странице wine-and-spirits.md в FB — https://www.facebook.com/wineandspiritsMD/ и в Telegram — https://t.me/omoldavskomvinodelii
P.S.: Если вам нравится сайт wine—and—spirits.md, можете финансово подержать его работу через платформу patreon или PayPal (angeltar387@gmail.com).