На Западе некоторые состоятельные люди рассматривают винные коллекции как инвестиции, которые приносят больший доход, чем банковский депозит. Они покупают вина, но сами их не хранят. Приобретения хранятся на специально оборудованных складах компаний-негоциантов, они же потом и продают вина. Для нас это пока из области фантастики.
Наших людей интересует вино для собственного удовольствия и как предмет маленькой гордости, когда приходится угощать гостей из собственной коллекции. При этом во время хранения можно самим создавать добавленную стоимость вин. Ведь чем старше становится вино, тем оно дороже, потому что его запас уменьшается, конечно, при условии, что у него есть потенциал для развития во время хранения. Иногда у производителя вино закончилось, а у частного коллекционера оно еще есть. Я знаю случай, когда предприятие предлагало купить у такого коллекционера одно из своих лучших вин по 100 евро за бутылку. Но их собственник отказался от такого заманчивого предложения.
Обычно у коллекционеров есть свои винные погреба. Но можно и купить услуги по хранению. В милештских подвалах, чья коллекция вошла в Книгу рекордов Гиннеса, можно арендовать казу для частной коллекции. Стоимость годовой аренды — 3600 леев. В настоящее время рядом с самой большой в мире коллекцией хранят свои вина 10 частных любителей. Но хранить там можно только вина от Milestii Mici, потому что производитель гарантирует их качество.
Конечно, условия для хранения в винных подвалах – бывших шахтах по добыче камня – идеальные. Поэтому спрос на ячейки есть и в подземном городе Cricova. Частные коллекционеры там арендуют порядка 30 каз. В каждом случае стоимость аренды обсуждается индивидуально и зависит от объема казы. В них хранят в среднем по 400-450 бутылок, иногда до 1 тыс. Но не каждому желающему будет позволено держать там свою коллекцию, т.к. предприятие не ставит цель зарабатывать на этом виде услуг. Cricova интересует реклама от того, что в подвалах хранятся коллекции выдающихся людей, подаренные им руководством Молдовы во время посещения нашей страны и подземных криковских галерей. Эти вина не лежат мертвым грузом. Например, коллекции государственных деятелей из разных стран понемногу забирают их посольства.
И в Cricova разрешается класть в казы только продукцию от этого производителя. По словам коммерческого директора Сорина Масло, коллекционеры советуются с виноделами комбината, прежде чем выбрать вина для хранения. Большей частью это красные вина урожаев лучших годов – Cabernet-sauvignon, Codru, Vin Virgin, Magnific, но есть и десертный белый Traminer.
Мы даем рекомендации, какое вино лучше выбрать, какой у него потенциал и в течение какого примерно периода времени стоит его хранить. Обычно мы заключаем договоры на аренду каз на десять лет. Но в зависимости от эволюции вин мы рекомендуем, когда лучше их больше не хранить, а употребить. Например, когда видно, что через год вино достигнет своего пика, виноделы об этом предупреждают коллекционеров. В целом коллекционирование вин в Молдове не очень развито. В последние годы объемы продаж коллекционных вин уменьшаются, их покупают только ценители, которые выбирают урожаи определенных лет», — говорит Сорин Масло.
Также арендовать казу можно и в винных галереях компании Lion-gri в с. Чореску. Цена – договорная. Вина там можно хранить, как и в предыдущих двух случаях, только этого производителя.
Учитывая высокие цены на раритетные вина, можно самим создавать добавленную стоимость вин. Главное – правильно определиться с выбором, какие вина обладают большим потенциалом к развитию во время выдержки. Положив на хранение в коллекцию вина в год их выхода на рынок, через несколько лет можно стать обладателем более ценного продукта – и по качеству и по цене.
Сомелье Наталья Мельник отметила, что есть довольно много людей, у которых есть винные коллекции, пусть и небольшие – в пределах 50 бутылок.
А с большими частными коллекциями я вообще пока не сталкивалась. Это увлечение у нас не сильно развито. Коллекционирование вин еще не стало престижным хобби. В глянцевых журналах известные люди рассказывают о себе и показывают, как они живут, но я не видела там больших винных коллекций. И многие повара ресторанов имеют свои коллекции или стремятся их иметь», — поделилась своими наблюдениями первый сомелье в Молдове.
Шеф-повар ресторана Robin Pab Виктор Митин поделился своим мнением по этому поводу:
Я не думаю, что у нас сегодня есть абсолютно правильные коллекции, если говорить о винном погребе (речь даже не о температурном режиме). Чтобы создавать коллекцию, нужно понимать потенциал вина. Но у нас нет людей, которые могли бы дать реальную оценку в этом плане в ритейле или в HoReCa. Чтобы создавать винную коллекцию, нужно быть гурмэ. А у нас пока нет гурмэ. И у нас не публикуются данные о качестве урожаев по годам, чтобы можно было с ними свериться при покупке вина. Когда говорят о винной коллекции, обычно речь идет о 100-200 бутылок вина. Но не думаю, что это как таковая коллекция, скорее, это набор купленных по случаю вин или что-то подаренное».
По наблюдениям владельца винотеки Carpe diem Иона Луки, к ним достаточно часто обращаются коллекционеры, интересуясь новинками, и у каких вин есть потенциал для хранения и развития. У многих любителей вин, живущих в частных домах, есть красиво отделанные винные подвалы (с 500-600 бутылками в коллекции), даже с оборудованием для охлаждения воздуха. Эти подвалы одновременно предназначены и для дегустаций. В основном, для закладки в коллекцию покупают красные вина. У многих есть вина очень удачных урожаев 2005 и 2007 гг., которых уже нет продаже. Как правило, эти люди много покупают и иностранных вин. И у каждого есть интересные истории о том, как они начали собирать вина. С коллекционерами интересно работать – они долго выбирают, но когда определились с тем, что хотят, то покупают не одну-две бутылки, а пару коробок точно.
Но пока в целом наши потребители еще не очень хорошо разбираются в винах (больше на уровне «нравится/ не нравится»), а для формирования коллекции нужны определенные знания. Если бы в Молдове существовала винная критика, это бы способствовало развитию коллекционирования.
На фото — в винном подвале Lion-gri.