Винодельческие предприятия решили обратиться в правительство и парламент с предложением о создании национального проекта, чтобы возродить традиционную для отечественной экономики отрасль виноградарства и виноделия. По мнению её представителей, пришло время, когда мы как страна достигли определенных успехов на экспортных рынках, на престижных международных конкурсах молдавские вина завоевали сотни медалей, и появился спрос на нашу продукцию. Но некоторых её видов уже не хватает, потому что отстаём с посадкой виноградников.
Ресурс исчерпан
Более того, статистические данные свидетельствуют о том, что с каждым годом площадь плодоносящих виноградников в товарных хозяйствах сокращается. Так, в 2001 г. она составляла 108 тыс. га, в 2007 г. – уже 97,7 тыс. га, а в 2017 г. – 78 тыс. Из них эффективных посадок очень мало. Наши виноградники, в основном, были посажены в советское время и в большей части отработали свой ресурс. Кроме того, часто они заброшены и являются источниками болезней. Из-за них есть риск потерять и новые виноградники. Такие плантации необходимо раскорчевать, как можно, быстрее. Но появление новых значительно отстает от потребностей в сырье.
Поэтому в последние годы темпы раскорчевки превышают темпы закладки новых виноградников. По информации министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, в 2012 г. посадили 2,5 тыс. га, раскорчевали – 4,6 тыс. га, в 2013 г. – соответственно, 3 тыс. га и 3,5 тыс. га, в 2014 г. – 3 тыс. га и 2,8 тыс. га, в 2015 г. – 1,2 тыс. га и 1,7 тыс. га, в 2016 г. – 0,9 тыс. га и 3,6 тыс. га, в 2017 г. – 1,4 тыс. га и 2,5 тыс. га. При этом в структуре новых плантаций преобладают столовые сорта, а виноградников технических сортов появляется очень мало.
Такого ещё не было
В связи с этим в последние годы винзаводы ощущают острый дефицит сырья. В сезон переработки начинается ажиотажный спрос на виноград, и при существующем положении дел ситуация только ухудшается.
Уже в мае этого года началось заключение контрактов на поставку винограда, — говорит директор Национального агентства по безопасности пищевых продуктов Георге Габери. — Такого еще не было. Представители некоторых предприятий уже ездят по хозяйствам, расположенным довольно далеко от их винзаводов, чтобы заключать договоры. Это связано с динамикой роста производства вин».
За 2010-2017 гг. оно увеличилось на 29%. Но куда дальше расти, если недостаточно сырья? По словам собеседника, отрасли необходимо в ближайшие три-пять лет посадить минимум 10 тыс. га виноградников. В предложенном проекте концепции будет распределено по годам, сколько нужно заложить плантаций, какого типа, на каких землях, а также будет определено, какие технологии следует применять с учетом проблем с рабочей силой.
Это уже выгодно
Важно обратить внимание и на то, кто будет сажать, потому что в настоящее время даже для частников, у которых есть по 1-2 га земли, значительно выгоднее засадить их виноградом, чем засеять кукурузой или подсолнечником и потерять урожай из-за засухи. Поэтому люди, у которых есть небольшие участки, тоже должны ориентироваться на это (их важно привлечь, т.к. уже существует дефицит пригодной земли). Необходимо официально заявить о том, что винная индустрия готова купить у них это сырье, они могут на этих землях посадить виноградники. Со столовыми сортами происходило точно также. Те, у кого было по 1-2 га, полагали, что собранного винограда не хватит, чтобы загрузить одну машину, но процесс пошел, и столовое виноградарство сегодня на подъеме. Таким образом можно создать много рабочих мест.
Как влияет климат?
Приходится учитывать и то, что климатические изменения, которые происходят последние 10 лет, хуже влияют на сельское хозяйство в целом, но ставят нас в значительно лучшие условия для производства винограда, особенно винных сортов, — подчеркнул Габери. — Это подтверждает качество вин. Помимо того, что в последние годы ягоды лучше вызревают, сбор урожая начинается раньше на одну-две недели, т.е. удается больше собрать до начала осенних дождей.
В концепции будут приведены расчеты, сколько денег потребуется на реализацию программы в целом и по годам. Нужно выяснить, как государство может это поддержать. Один из резервов финансирования есть в пересмотре субсидирования, т.к. некоторые позиции не соответствует реальным требованиям. Например, продолжается субсидирование приобретения сельхозтехники. Зачастую крестьянское хозяйство, имея 1 га земли, покупает трактор. На такой площади он используется лишь на 5%, а государство в него вкладывает значительные деньги. Другое дело, когда субсидируют приобретение трактора для владельца 100 га виноградников, где он даст эффект, и будут рабочие места. Поэтому список получателей субсидий нужно пересмотреть».
Нужен прорыв
Сюда же относится и вопрос субсидирования создания плантаций техническими сортами. Дотации покрывают только до 30% затрат (в соседней Румынии – 80%). Сегодня этого недостаточно. Отрасли нужен прорыв в обновлении сырьевой базы, а, судя по приведенным данным, существующая господдержка не стимулирует этот процесс, она способствовала инвестициям в оборудование. А закладка виноградных маточников вообще не субсидируется. Однако именно с них начинается виноградарство.
Минсельхоз предлагал утвердить субсидии для создания материнских плантаций биологической категории «базовый» в размере 100 тыс. леев/га для привойных лоз и 75 тыс. леев/га – для подвойных лоз, т.к. они наиболее капиталоемкие и их почти нет в нашей стране. То есть, чтобы приобрести саженцы высокой категории качества, их нужно импортировать вместо того, чтобы деньги оставались в стране, создавали рабочие места и шли в казну в виде налогов.
Как теперь удержаться?
Пройдя путь очень трудных реформ после эмбарго 2006 г., отрасль поднялась на тот уровень, когда у неё уже есть определенный авторитет, производители уже диверсифицировали поставки, уже нет риска зависимости от одного рынка. Отрасль становится рентабельной. В ней остались и ещё пришли уже не случайные люди, т.к. на первой волне в виноделие попали все, кто хотел получить быстрые, легкие деньги.
Но для того, чтобы она хотя бы удержалась в этом состоянии, нужна поддержка. Молдова никогда не станет страной–производителем автомобилей, а выращивание винограда и производство вина всегда ассоциировались с нашим краем. Когда отрасль идёт в гору, она, как локомотив, тащит за собой и сопутствующие отрасли, и решение социальных вопросов. Поэтому её проблемы должны быть у государства на первом плане.