Осенью ароматом винограда Изабелла и Лидия наполняется почти каждый сельский двор в Молдове, да и множество городских, расположенных в частном секторе. Со временем, наверное, только там он и останется. Как и вино из этих сортов будет только домашним.
Постепенно молдавские производители будут прощаться с винами из винограда Изабелльной группы, потому что запрещается закладка виноградных насаждений сортами винограда вида Vitis labrusca для производства виноградно-винодельческой продукции. Это положение появилось в изменённом Регламенте об организации виноградно-винодельческого рынка и вступило в силу 13 января 2024 г. Соответственно, посадка виноградников, предназначенных для производства виноградно-винодельческой продукции, допускается только сортами винограда вида Vitis vinifera и межвидовых гибридов (сорта новой селекции).
Однако пока можно производить вина из этих сортов, т.к. нельзя обязать владельцев виноградников Vitis labrusca их выкорчевать. Если очень захочется посадить такой виноградник, то его нельзя будет зарегистрировать в виноградно-винодельческом регистре и получить субсидии. А произведённое с него вино будет только для собственного потребления.
В предыдущей редакции Регламента говорилось о том, что разрешается создавать посадки вида Vitis labrusca для выращивания винограда для потребления в свежем виде и производства пищевых продуктов, кроме виноградно-винодельческой продукции. То есть отношение к сортам Изабелльной группы стало жёстче.
Сколько таких виноградников?
Общая площадь виноградников Изабеллы в нашей стране составляет 3525 га и располагается, в основном, в Центральной зоне. Этот сорт занимает второе место по распространённости после «Молдовы» (9050 га). Но участки очень маленькие — даже меньше 0,2-0,3 га, потому что эти виноградники в 1990-е годы были распределены по квотам.
Лидия в целом занимает 409,5 га, Ноа — 184,4 га. Их участки ещё меньше. С тех пор, как в 2004 г. появилась государственная поддержка посадки виноградников в виде частичных компенсаций, не было посажено ни одного гектара сортами Изабелльной группы.
Для справки:
Поскольку многие путают виноград Изабелльных сортов, назову их отличия. У Изабеллы небольшие ягоды сизо-голубоватого цвета, с ароматом земляники. У Лидии ягоды более нарядной окраски – с синевато-красным оттенком, крупнее, но их меньше в грозди, аромат сильнее, тоже с земляничным тоном. Урожайность Лидии ниже, чем Изабеллы. Ноа, в отличие от сестер по виду, относится к белым сортам. Её ягоды зеленовато-золотистого цвета, с ароматом клубники и цветов. Именно за аромат любят эти вина в республиках бывшего СССР.
На молдавских винзаводах ещё производят из них вина, хотя и значительно меньше, чем до 2006 г. Часть из этого количества отправляют в страны СНГ, в том числе наливом, а также в Польшу и Чехию. И в наших магазинах можно найти полусладкие вина Isabella и Lidia.
Почему в Евросоюзе не любят Изабеллу?
Как рассказал академик Борис Гаина, в ЕС запрещены не только Изабелльные сорта винограда и вина из них, но и все гибриды – прямые производители 200-летней селекции. Когда по Европе шествовала филлоксера, уничтожившая все корнесобственные европейские виноградники, французские селекционеры попытались скрещивать благородные европейские сорта с дикорастущими, чтобы получить устойчивые к этой болезни сорта винограда. Это – Зайбель, Кудерк, Тирас, Раиндор и другие.
Теперь французы, итальянцы, испанцы, будучи производителями вина в огромных количествах, да ещё под давлением высококачественных недорогих вин стран Нового света, категорически против того, чтобы на европейском рынке, даже в виде импортных квот, были гибриды и северо-американские сорта – Лидия, Изабелла, Ноа из вида Vitis Labrusca. Борис Гаина как-то спросил руководителя Института энологии в Бордо академика Паскаля Риберо-Гайона: «Какова причина запрета в ЕС этих сортов?» На что был получен ответ:
Нет никаких вредных воздействий винограда, сока и вин из этих сортов на человеческий организм. Но Франция — страна высококачественных сортов винограда и вин, и она избавляется от старых неперспективных сортов».
Ученые объясняют отказ европейцев высоким содержанием в винограде Изабелльной группы дигликозидов, которые во время брожения виноградного сока, соединяясь со спиртом, образуют метанол.
В результате этого в литре такого вина присутствует 70-120 мг метанола. Но международные нормы (резолюция OIV. — Прим. А.Т.) установили его предельно допустимые концентрации на уровне 400 мг/л в красных винах и 250 мг/л – в белых и розовых. Поэтому не должно быть опасений. Другое дело, что в винах из европейских сортов содержание метанола еще ниже – 30-40 мг.
В северной зоне виноградарства республики, где много выращивается Изабелльных сортов, мы предлагаем посадить устойчивые к неблагоприятным факторам внешней среды, болезням и вредителям сорта Ритон, Легенда, Виорика, Мускат де Яловень. Это – сорта селекции НИВиВ, полученные путем межвидового скрещивания. В них нет дигликозидов, а в винах – метанола. Из красных сортов межвидового скрещивания мы хотим выбрать только сорта, в которых содержание дигликозидов не больше 10 мг/л, хотя международные нормы допускают 15 мг/л. Например, в Негру де Яловень они не превышают 10-12 мг/л. Из него получаются отличные десертные вина. Благодаря его устойчивости к низким температурам, можем рекомендовать его для северных районов. Кроме того, названные сорта возделываются с низкими затратами – всего лишь четыре опрыскивания вместо девяти-десяти – для европейских», — говорит Борис Гаина.
P.S.: Если вам нравится сайт wine-and-spirits.md, можете финансово подержать его работу через платформу patreon или PayPal (angeltar387@gmail.com).