В Грузии производят игристые вина классическим способом с XIX в. Methode Champenoise привёз из Шампани представитель грузинской царской фамилии — князь Иванэ Багратиони-Мухранский (Мухранбатони). В память об этом новаторе названо первое специализированное предприятие по производству игристых вин в Грузии — АО «Bagrationi 1882». Оно также и крупнейшее, с долей рынка 75%. Я не могла не познакомиться с ним, поскольку для меня Грузия ассоциировалась только с тихими винами и крепкими напитками.
Что в имени твоём?
В названии завода есть дата – 1882 г., с которой начался отсчёт признания грузинских игристых вин за рубежом (они производились в поместье Мухрани, переименованном Chateau Mukhrani – о нём расскажу отдельно). В тот год князь привёз своё игристое вино на международную выставку в Петербурге, где оно было отмечено Гран-при. А на сельскохозяйственной выставке в Москве вина Мухранбатони были награждены Государственной медалью «за особый вклад в развитие сельского хозяйства».
Затем последовали и другие награды, в том числе на выставке в Париже, в 1889 г., — золотая медаль за классическое игристое вино «Св. Нино». А правительство Франции удостоило князя Иванэ Багратиони-Мухранского титула Officier du Mérite Agricole («Засуженный деятель сельского хозяйства»). В 1892, в Москве, игристое вино от Chateau Mukhrani было отмечено Государственным гербом. Вина этого производителя поставлялись ко двору российского императора.
Предприятие, которое сегодня называется «Bagrationi 1882», было основано в 1937 г., по распоряжению Сталина. Идею об этом подал вождю глава правительства Молотов после своей поездки в Германию, на переговоры с Риббентропом, который показал ему завод Henkel. Молотов был им сильно впечатлён. Сталину захотелось построить у себя на родине такой завод. Купол над зданием, лестницы в холле, стены, колонны – повторение архитектуры завода Henkel.


Во время моего визита на «Bagrationi 1882», в его холле стояли репродукции картин Пиросмани (главного художника Грузии), т.к. в ресторане предприятия проводился посвященный ему вечер.

Новое производство получило название Тбилисский завод шампанских вин №1. В советское время здесь выпускали 22 млн бутылок игристых вин в год, коллектив предприятия насчитывал 600 человек. С распадом Советского союза объемы выпускаемой продукции сократились в разы. Соответственно, и число работников уменьшилось до 100.
ТЗШВ №1 был переименован в «Bagrationi 1882» и приватизирован через аукцион. В 1997 г. контрольный пакет приобрела американская инвестиционная компания Agribusiness Sparkling Wines L.L.C. Но в 2006 г. его приобрел известный в Грузии и России предприниматель и меценат Леван Васадзе (он основал в Тбилиси частную школу, основанную на христианских национальных традициях; в его семье — восемь детей). В одном из своих интервью он сказал, что «Bagrationi 1882» для него – это не бизнес, а дело души и сердца.
Где рождается грузинское игристое
Начальник контроля качества продукции и сертификации Эка Гигаури провела экскурсию по предприятию. Получается, что вход в здание завода (на уровне земли) расположен на третьем этаже. А под ним – два этажа подвальных помещений, где находятся цех хранения виноматериалов, отделение бутылочной шампанизации и склад готовой продукции.
Вина производят из винограда, выращенного на виноградниках компании, расположенных в трех регионах страны. Общая площадь плантаций – 150 га (возраст лоз – от 7 до 13 лет). К винограду относятся очень бережно, поэтому получают очень качественные гроздья.
Как правило, для производства классических игристых вин используют европейские сорта винограда. Но князь Иванэ Багратиони-Мухранский для собственного производства выбрал четыре грузинских сорта. В настоящее время компания «Bagrationi 1882» тоже изготавливает игристые вина из местных сортов винограда — белого Чинури и красного Тавквери, выращенного в центральной части Грузии, белых Цицка и Цоликаури (западная часть) и белого Ркацители, красного Саперави (восточная часть).
Предприятие применяет два способа изготовления игристых вин – классический и резервуарный. Виноград прессуют целыми гроздями в «подушке», для красных сортов винограда есть отдельный пресс. Для первичного брожения используют культурные дрожжи. Сам процесс происходит на улице (под контролем температуры).

После его окончания виноматериал поступает в цех хранения, где начинается 100-дневная технологическая обработка вина. Затем его обрабатывают против коллоидных и белковых помутнений и получают виноматериал для шампанизации.
Классические игристые вина выдерживаются в бутылках, на дрожжевом осадке, от полутора до трех лет. Потом их перемещают или в пюпитры для ручного ремюажа (сбора дрожжевого осадка на пробке) или для автоматического – в жиропалеты. Когда я побывала на заводе, пюпитры, где происходит ремюаж, только освободили. А новая партия бутылок еще не была перенесена, поэтому фото позаимствовала.


«Классики» производят примерно 100 тыс. бутылок в год. Самые большие продажи — на Украине.

Мы не используем слово «шампанское», наша продукция — просто игристое вино, — говорит Эка Гигаури. — Но процессы шампанизации – образования игристого вина в герметически закрытом пространстве — одни и те же. В акратофоры заливаем купажированные виноматериалы. По нашим регламентам, чтобы получить выдержанное игристое вино, резервуарная шампанизация длится от шести до девяти месяцев. Во время долгого нахождения вина на дрожжах улучшаются ароматы, происходит автолиз дрожжей – разложение дрожжевых клеток и высвобождение ароматических веществ в вино. После выдержки продукт переносится в другие резервуары, фильтруется от дрожжей, охлаждается и при -4оС поступает на розлив».

После розлива бутылки откладывают на 10 дней, потом их пропускают через контрольный фонарь и отправляют на оформление, а затем упакованными — на склад готовой продукции.
Все производственные процессы строго контролируются лабораторными методами (есть две лаборатории – микробиологическая и физико-химическая), продукция также дегустируется, — продолжает Эка. — Поэтому она славится своим высоким качеством. Конечно, помогает и соответствие высоким стандартам производства пищевой продукции. В 2008 г. предприятие получило самый высокий стандарт в данной области — ISO 22000. С тех пор каждый год к нам приезжают немецкие аудиторы и проверяют все процессы. Также на заводе внедрена система HACCP, которая отслеживает все этапы производства. У нас настолько налажена прослеживаемость, что по номеру лота конечной продукции можем дойти до виноградника, с которого мы взяли виноград для производства этого вина».
Как сообщил начальник отдела маркетинга Ираклий Церетели, в 2018 г. компания «Bagrationi 1882» выпустила 1,4 млн бутылок игристых вин. На 2019 г. планируется рост, но конкретный объём является конфиденциальной информацией. На внутреннем рынке продается 50% продукции. Также ее экспортируют на Украину, в Россию, США, Канаду, Японию, Китай, Германию, Нидерланды, Финляндию, Чехию, Израиль, Армению и Азербайджан.
Дегустация

Резервуарные вина от «Bagrationi 1882» интересны своими сортами винограда – необычными для игристых вин. Я попробовала приятный брют из четырех сортов.

В ассамбляж вошли Цицка, Чинури, Мцване и Ркацители, но есть вина и с пятью сортами, где, помимо названных, в состав входит и Саперави.
А совершенно очаровало меня классическое Rose brut (12,5% алкоголя) из винограда Тавквери. Этот сорт интересен ещё и тем, что он однополый (обычно цветки винограда двуполые).


Винтаж 2013 г., т.е. вину шесть лет, а для Rose – это не просто много, а очень много. Однако оно сохранило нарядный цвет, свежий вкус и фруктовые оттенки в букете при хорошем теле. Очень элегантное, благородное вино, которое говорит о высоком уровне мастерства шампанистов «Bagrationi 1882». Если бы речь шла о шестилетнем белом игристом классическом вине, то эмоций было бы меньше. Но от Rose, честно говоря, не ожидала! Если кому-то встретится это вино в продаже (на рынках экспорта или в Грузии), возьмите попробовать.