Эти вина, наверное, больше остальных молдавских вин соприкасались с историей. Подвалы, в которых они хранятся, датированы как винные 1817 г. Но их возраст намного больше, т.к. эти туннели построили турки в XVI в. В них побывали такие известные личности, как генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии Михаил Воронцов, российский военный и государственный деятель, военный историк Иван Липранди, великий русский поэт Александр Пушкин и другие видные люди того времени. Вина поставлялись к императорскому двору, начиная с Александра I. Подвалы прекрасно сохранились до наших дней и снова используются для выдержки и хранения вина. Эти вина были представлены потребителям на празднике Национального дня вина и вышли на молдавский рынок.
А дело было так

Российский генерал, участник Наполеоновских войн Михаил Понсет купил у бессарабского дворянина, генерала Ильи Катаржи в с. Леунтя имение-вотчину и основал там винодельню, что документально подтверждено.
В 1824 г. леонтьевские вина заняли первые места на дегустации в Санкт-Петербурге, не уступив винам Бордо. В 1847 г. имение перешло к сыну генерала – участнику кавказской войны.
В литературе того времени эти вина описаны как лучшие вина Бессарабии. Вина здесь всегда были на высоком уровне — уже 200 лет. Они подавались к императорскому столу, начиная с Александра I.
В советское время на месте старинной винодельни был создан винпункт. Основатель ООО Leuntea-vin Дмитрий Кысса – винодел с более чем 40-летним стажем, 25 лет отработал директором винзавода в Талмазах (расположен по соседству) и 7,5 лет его директором, когда предприятие вошло в состав компании Lion-gri. На Талмазском винзаводе, входившем в Пуркарский агропромышленный комбинат, фактически он стал автором знаменитого вина «Пурпуриу де Пуркарь».

Органический виноградник
«Мы пытаемся возродить старинное предприятие – самое старое в Бессарабии, — говорит Дмитрий Иванович. — У нас есть 20 га виноградников, где выращиваем Каберне-совиньон, Рислинг, Мерло и Саперави. На виноградниках не применяем гербициды, только прашуем. Для опрыскивания насаждений используем медный купорос и известь. Это — органический виноградник. В винах нет ангидрида. А зачем он, если крепость вин высокая? Сам алкоголь является антисептиком. Ангидрид добавляем в вино только, когда их надо куда-то отгружать. Мы стараемся меньше влиять на природу, на виноград, меньше работать с различными энзимами. Для выдержки красных вин используем трехгодичные французские бочки (225 л). Мы только начинаем продавать в Молдове. Первый экспорт бутылированного вина пошел в Швецию. Ранее реализовывали виноматериалы наливом на внутреннем рынке и в Румынию».
Во главе — терруар
Малый производитель Leuntea-vin вышел на новый этап своего развития – продаж вин в бутылках при поддержке программы улучшения качества продукта (Product Quality Upgrading Program/ PQUP), которую вместе с НБВиВ реализует «Проект конкурентоспособности Молдовы» («ПКМ»), финансируемый USAID и Правительством Швеции.
Консультант проекта Константин Кэлдаре считает, что стиль вин Leuntea-vin определил терруар:
«Виноградники посажены в нескольких минутах ходьбы от завода, расположенного в 500 м от Днестра. Недалеко от плантаций находится Нижний Днестровский заповедник. Если в южной части республики красные сорта винограда начинают перерабатывать в начале сентября, но в Леунтя в первых числах октября даже не начали. Мы учитываем не только сахаристость ягод. Самое главное – чтобы фенолы были зрелыми. Погода стала прохладнее, особенно ночи, создав идеальные условия для созревания фенольных соединений.
Мы стараемся не использовать танины дуба или каких-то других корректоров органолептики. Вино от Leuntea-vin — в основном, виноград, его переработка, брожение и хранение. У них очень «крутые» глубокие арочные подвалы, в которых созданы идеальные условия хранения с постоянной температурой и влажностью. Температура в подвале для белых вин – 12оС, для красных — 14-16оС. Вина разливают для коллекции, где вино в бутылках год-два-три хорошо созревает».
А теперь попробуем вина из самых старых подвалов в Молдове и на Балканах.

Cabernet-sauvignon, 2017
Вино очень тёмного цвета с ярко-рубиновой каёмкой. При вращении бокала по его стенкам стекают густые «ножки» (глицерина, который образовался в результате алкогольного брожения).
В букете вина сначала ощущается паслёновый тон, присущий винограду сорта Каберне-совиньон. Потом он постепенно отступает, проявляется нотка мяты, табачного листа, а ожидаемые чёрные ягоды чуть отступили на задний фон. Есть оттенок компота из сухофруктов, затем появились земляные нотки и трюфель. Следует признать, что эта ароматика достаточно необычная для молдавского вина Cabernet-sauvignon.
Вкус сухой, в нём – живая кислотность и лёгкая терпкость, угадывается вишнёвая косточка, а в послевкусии – какао. Оно прошло выдержку во французских дубовых барриках (третья заливка) в течение двух лет.
Это — очень молодое вино, ему лучше полежать на бутылочной выдержке пару лет, конечно, если пробка использована качественная. Крепость – 13,6%.
Cabernet—sauvignon, 2015
В прошлом году шведы выбрали это вино для импорта, попробовав его на Дне вина в Кишинёве. Как известно, в Швеции действует государственная монополия на розничную продажу алкоголя (Systembolaget), отбор напитков для неё очень строгий.
Cabernet-sauvignon, 2015, будучи более зрелым, выгодно отличается от своего «младшего брата». Его цвет в бокале – глубокий рубин, с яркой живой окраской по кайме (на фото — в бокале именно этот урожай).
Первый нос – чёрные лесные ягоды и лёгкий паслёновый тон. Очень густое, маслянистое вино, оно тяжело колышется в бокале. В букете раскрываются ароматы ягод чёрной рябины, чёрной смородины, тёрна, ежевики, чёрной дикой вяленой вишни. Спустя некоторое время, появились сафьян, смолистые и земляные оттенки.
Свежий ягодный вкус, с живой кислотностью. В послевкусии есть лёгкие нотки какао и шоколада. Вино прошло выдержку во французских дубовых барриках (третья заливка) в течение трёх лет. Содержание алкоголя – 13,8%. Шведы, конечно, в своём выборе не промахнулись! Но важно отметить и то, что условия 2015-го года были очень благоприятными для качественного созревания винограда. Поэтому и вина урожая-2015 очень хороши, особенно красные.
Почва для развития
«ПКМ» также помогает этому малому производителю в развитии энотуризма, ведь грех прятать от людей самые старые винные подвалы в Молдове и на Балканах. Начали с установки дорожных указателей, что очень важно. Чтобы принимать туристов, на территории предприятия был открыт ресторанчик (инвестиции были разделены поровну с донорами).
«Это была действительно большая помощь, благодаря которой мы можем принимать гостей по предварительному заказу, — говорит директор ООО Leuntea-vin Дарья Кысса. – К нам приезжают достаточно большие группы. Недавно мы приняли 50 человек.
Скоро мы запустим следующий совместный с донорами проект – по оснащению производства. Планируем приобрести новые нержавеющие ёмкости для белых вин, возможно, баррики для выдержки вин и некоторое технологическое оборудование. Мы подали в AGEPI заявку на регистрацию бренда Leuntea-vin, а «Проект конкурентоспособности Молдовы» предложил нам юридическую помощь и оплату этих услуг, что для нас очень ценно.
Только начав участвовать в коллективных мероприятиях по продвижению молдавских вин, которые организует Национальное бюро винограда и вина, мы уже ощутили интерес к нашим винам в Румынии, ждём приезда потенциальных партнёров. Кроме того, ведём переговоры о поставках в Швецию ещё одного вина — Saperavi. А на днях пришло письмо от одно престижного магазина из Лондона с предложением о сотрудничестве. Так что нам есть над чем работать. Мы очень гордимся своими винами. Могу сказать, что им нет аналогов на молдавском рынке. Они очень отличаются, т.к. сама пуркарская зона очень разнообразная по терруарам».
P.S. К концу ноября вина появятся в винотеках и ресторанах.

