Завершилась череда европейских дегустационных конкурсов, в которых участвовали молдавские вина. Можно подвести некоторые итоги. В целом сезон был весьма урожайным, тем не менее его результаты вызывают вопросы. В соцсетях на эту тему даже разгораются дискуссии.
Итак, посмотрим на наши достижения в цифрах. Mundus Vini (Германия) – 20 медалей (8 золотых и 12 серебряных), Berliner Wein Trophy (Германия) – 6 медалей (5 золотых и 1 серебряная), Challenge International du vin (Франция) – 11 медалей (10 золотых и 1 бронзовая), Concours Mondial de Bruxelles (Бельгия) – 12 медалей (3 золотых и 9 серебряных), International Wine Contest Bucharest (Румыния) – 67 медалей (30 золотых и 37 серебряных).
Отдельно я бы выделили три английских конкурса — International Wine Challenge – 17 наград (2 серебряных, 3 бронзовых и 12 знаков Commended («Похвальный»)), International Wine & Spirit Competition – 22 медали (2 серебряных и 20 бронзовых), Decanter World Wine Awards – 36 наград (1 платиновая, 1 золотая, 3 серебряных, 14 бронзовых и 17 Commended). То есть, если обратить внимание на достоинство наград, то они ниже, чем остальные. Почему? Ведь участвуют одни и те же вина, от тех же производителей.
«Две большие разницы»
Некоторые пытались увязывать число медалей с площадью виноградников страны-участницы или с объемом производства вина. И в этом отношении выглядит парадоксальным соотношение число завоеванных наград к маленькой общей площади виноградных насаждений в Великобритании, особенно если учесть то, что виноградарство и виноделие в этой стране очень молодые. И как же Молдова с тысячелетней историей виноделия плетется в хвосте списка медалистов конкурсов в Великобритании? Возникает впечатление, что наши вина там недооценили, а английские на правах хозяев, наоборот, перехвалили. Так ли это?
Наши эксперты ни разу не были приглашены в качестве дегустаторов на конкурсы в Великобритании. Винодел Ион Лука (получил образование в Австрии, за его плечами — работа в жюри 25 международных конкурсов в Германии, Италии, Корее, Испании, Португалии, Румынии, на пяти из них он был председателем комиссии) в этом году отправил свое CV на один из английских конкурсов, но ему даже не ответили.
Важно не сравнивать конкурсы, которые проводятся по регламенту Международной организации винограда и вина (OIV) с другими, — считает Ион Лука. – А Decanter, International Wine Challenge и International Wine & Spirit Competition оцениваются не по правилам OIV. Что касается состава участников, там много французских производителей, но среди них, как правило, нет крупных винных домов, т.к. им не нужно это участие, их имидж и так достаточно высок, чтобы подтверждать его медалями. В большинстве случаев на конкурс подают коммерческие вина. Их производители заинтересованы в том, чтобы продвигать свои вина на этом рынке».
Тот, кто протоптал дорожку
Самая длинная история участия в конкурсах в Великобритании – у компании Albastrele Wines (до этого вина под теми же брендами производились в компании Acorex Wine Holding) — с 2002 г. И уже через год начался их экспорт в Великобританию. По словам директора по продажам Вячеслава Нивни, участие в английских конкурсах было достаточно плодовитым. Другое дело, что среди наград было больше знаков Commended и бронзовых медалей. Лучшими наградами были две Большие серебряные медали на International Wine & Spirit Competition` 2006 за Pinot-Noir и Pinot-gris и серебряная медаль на Decanter` 2010 за Sauvignon-Blanc.
До сих пор на Decanter-е за всю историю участия Молдовы в этом конкурсе выше «серебра» никто из молдавских производителей не поднимался. В целом у нашей отрасли на конкурсах в Англии — хоть и много наград, но они меньшего достоинства, чем на других конкурсах, скорее всего, из-за того, что там участники – более крупного масштаба. Это связано с тем, что рынок Великобритании – самый дорогой и конкурентный, и за него борются серьезные игроки. Если сравнить с составом участников конкурса в Бухаресте, то становится понятно, что на румынском рынке конкуренция слабее», — отметил Вячеслав Нивня.
Всё дело в дегустаторах?
Директор по маркетингу Bostavan-group Сорин Бэлэнел считает, что результаты английских конкурсов больше зависят от состава дегустаторов.
На одних конкурсах легче завоевывать медали и на других – сложнее, — говорит собеседник. — Поэтому мы выбираем конкурсы с самым высоким статусом. Например, во Франции, на конкурсе Challenge International du Vin, вино Rose de Purcari, 2016 получило не просто золотую медаль, а Gold-Special Prix. На Decanter-е это вино получило серебряную медаль, а в Бухаресте – «золото». Я заметил, что в любом случае вина берут медали. Но нет сильных контрастов – где-то награда золотая, а где-то – вообще никакой. Для меня было показательным в этом отношении, когда Ice-wine Purcari, 2014 на конкурсе Challenge International du Vin` 2016 в Бордо завоевал Гран-при, а на Decanter Asia Wine Awards` 2016 – платиновую медаль и звание Лучшего сладкого вина из Центральной и Восточной Европы.
То, что на разных конкурсах одно и то же вино получает высокие оценки, является доказательством того, что все награды заслуженные и не случайные. Разница в оценках («серебро» или «бронза») зависит от человеческого фактора, ведь если, например, спортсмен-бегун показал результат, который можно измерить в секундах, то дегустация всегда субъективна. Интересно проследить, как оцениваются вина из автохтонных сортов, т.к. у нас много вин произведено на их основе. Одно дело, когда сравнивают вина из Cabernet-Sauvignon-а или Chardonnay от разных производителей, и другое — вина из местных сортов, когда нет эталона для сравнения. Тем не менее важно понимать, что наши вина занимают призовые места на разных конкурсах, у одного и того же вина из разных годов урожаев – постоянное качество», — заключил директор по маркетингу.
Англичане нас обскакали
Все виноделы, с которыми довелось общаться при подготовке статьи, исключают предвзятое отношение к молдавским винам на конкурсах в Великобритании, т.к. дегустации проводятся вслепую. При этом Ион Лука считает, что нет ничего удивительного в успехах английских вин, потому что при том, что площадь виноградников в Великобритании мала и виноделие там очень молодое, но в этой стране есть очень хорошие вина. Те, кто создал свой винодельческий бизнес в Англии, понимают, что не могут выйти на рынок с каким-то средним по качеству продуктом. Их цель с самого начала – иметь наиболее хороший продукт.
«То, что я дегустировал из английских вин на выставке Prowein в Дюссельдорфе, меня поражало каждый раз, особенно игристые вина шикарные. Мне кажется, учитывая очень сложный высоко конкурентный рынок Великобритании, что местные виноделы ориентируются на очень высокую планку. Они проходят то же, что и молдавские малые производители. У нас нет шансов пробиться на рынке, если нет ТОП-ового продукта. Только с ним можно постепенно находить своих потребителей», -считает Ион Лука.
Если гора не идёт к Магомету
Несмотря на то, что конкурсы в стране Туманного Альбиона имеют свою специфику, есть общее для всех состязаний — обычно организаторы дегустационных конкурсов приглашают в жюри представителей стран, из которых заявлены вина для участия. «То, что там нет экспертов от Молдовы, — довольно странно. Разве у нас нет хороших специалистов?» – удивляется Ион Лука. На следующий год он намерен снова подать заявку на участие в качестве дегустатора.
Конечно, нашим производителям интересно знать изнутри, как на этих конкурсах оценивают образцы. Если мы будем ждать особого приглашения, то, наверное, на это уйдет очень много времени. Но НБВиВ могло бы обратиться к организаторам конкурсов с просьбой включать в жюри и наших экспертов, тем более что в настоящее время действует контракт у НБВиВ с Робертом Джозефом, который является одним из учредителей International Wine Challenge, на выполнение определенной работы в области маркетинга. То есть хотя бы на этот конкурс можно было бы попасть, общаясь лично с его учредителем.